• 01-июл-2020, 00:00

Правильная похвала: помощь в воспитании детей

 

Похвалу можно сравнить с витаминами: она приносит пользу только тогда, когда дозируется умеренно. Так что данный метод воспитания не всегда приносит только пользу. Иными словами, хвалить ребёнка нужно так, чтобы не навредить ему. Дети должны понимать, что их хвалят за определённые усилия.

Правила похвалы

Похвала, как и наказание, способна не только помочь в воспитании, но навредить. Поэтому важно иметь представления о её психологических механизмах и воздействии на детей.
• Одобрение или недовольство должно высказываться в сторону поступка человека, а не его личности. Например, слова «Отлично сделано!», «Как удачно смотрится» воспринимаются правильней слов «Молодец» или «Умница». Если в следующий раз у ребёнка получится менее аккуратно, он может подумать, что он не «молодец». В будущем дети, получающие оценку личности, могут начать избегать сложных заданий, боясь не услышать в ответ, что они «умницы». Такой подход формирует зависимое поведение. В ситуации, когда другой взрослый, например тренер, оценит поступок, а не личность ребёнка, последний может встать в ступор или почувствовать неуверенность. Дети должны чувствовать свою безусловную ценность.
• Часто используемая похвала обесценивается и теряет смысл. Кроме того, слишком частое и восторженное одобрение взрослого ребёнок, особенно подросткового возраста, может воспринять как неискренность.
• Слишком редкая похвала тоже имеет определённые риски. Добрые слова приносят пользу личности ребёнка и взаимодействию его со старшими людьми.
• Одобрение родителей помогает детям сформировать правильную систему ценностей, которая присуща взрослым. Все качества, которые родители хотят видеть в личности их детей, должны стать поводом для похвалы.
• Роль похвалы очень велика в кризисные периоды, в ситуациях, когда особенно остро нужна поддержка.
• Признание заслуг и успехов, благодарность в семье, ставшие нормой, обеспечивают стабильность и доверительные отношения.
• Похвале не должна сопутствовать критика. Например, похвалив за правильно решённую задачу, не следует отмечать, что пример написан неаккуратно. В этом случае замечание лучше опустить, иначе в следующий раз ребёнок будет ждать подвоха. Кроме того, умственные усилия, потраченные на решение задачи, гораздо важней того, насколько аккуратно ребёнок записал решение.

Польза от описательной похвалы и Я-высказываний

Похвала имеет успех, когда взрослый просто описывает достижения и действия ребёнка. Например: «Сегодня ты помыл посуду, самостоятельно полил цветы, сложил учебники» и т.д. Если описание действий сопровождается сообщением родителя о чувствах, которые они в нём вызвали, эффект будет ещё сильней. Я-высказывания – это и есть сообщение об испытываемых чувствах. Например: «Меня это радует», «Как приятно» и т.д. Такую похвалу можно завершить собирательным словом, которое отражает одобряемое поведение. Например: «Вот такие поступки я называю ответственностью и самостоятельностью». Если ребёнок принёс пользу семье или конкретному её члену, необходимо его поблагодарить. Так формируется адекватная самооценка.

Другие действенные способы похвалы

Существуют разные способы выразить ребёнку одобрение:
• Безоценочный: когда родитель выражает безусловное чувство привязанности и любви ребёнку за то, что он просто есть.
• Внимание – проявляется с помощью ласки, улыбки, заинтересованности в делах, жестов одобрения.
• Совместный досуг, проведение праздников, сюрпризы.
• Поручения, показывающие уровень доверия.
Таким образом, правильно используя похвалу, родители формируют не только личность ребёнка и его адекватную самооценку, но и систему ценностей.



Рекомендуемое

Добавить комментарий