Несомненно, питание нужно каждому живому организму. Но лишь человек по своей воле выбирает те продукты, которые он употребляет. Часто он встает перед дилеммой: что выбрать, вкусное или полезное? К сожалению, чаще перевешивает вредное, но вкусное, что влечет ожирение и проблемы со здоровьем.
Поэтому при организации питания ребенка важно сбалансировать его. В дошкольных и школьных учреждениях этим занимаются специалисты, а дома родители действуют кто во что горазд, хотя доказано, что как недоедание, так и переедание одинаково опасны для умственного и физического развития растущего организма. При переедании возникает пищевая зависимость, ребенок требует все больше калорийной, зачастую опасной еды: сладостей, чипсов, фастфудов. Родители не нарадуются, но до поры до времени. Переедающий ребенок быстро набирает лишний вес, ему трудно двигаться, он малоподвижен и отстает от сверстников в физическом развитии. Его внутренние органы сжимаются жировыми отложениями и не могут функционировать в полную силу, а это влечет за собой их заболевание. К тому же полные дети подвергаются насмешками со стороны других ребят, что влечет за собой нравственные страдания, которые опять же заедаются вредной пищей. И так по кругу, выбраться из которого очень трудно.
Приходится проходить курс психотерапии, соблюдать диеты, из-под палки заниматься специальными физическими упражнениями. Маленькому человеку трудно объяснить, для чего эти мучения, он начинает воспринимать родителей как мучителей, злится на них, проявляет агрессию, впадает в истерики.
При недоедании ребенок может не получить нужное количество белков, жиров и углеводов, а также микроэлементов и витаминов. Поэтому питание малыша должно быть сбалансированным по количеству килокалорий ингредиентов. Если ребенок отказывается от какого либо кушанья, то не следует кормить его насильно, а следует заменить его равнозначным, но любимым. Но если он и эту еду отвергает, то это значит, что малыш еще не проголодался, следует просто подождать. Насильное кормление может навредить здоровью и психике ребенка. У него возникает страх перед едой, переходящий в невроз, который может вызвать спазм в пищеводе и желудке, нарушается работа щитовидной и поджелудочной желез, почек, печени, селезенки, желчного пузыря. Такой ребенок теряет иммунитет, часто болеет, становится вялым и бессильным, отстает в общем развитии и учебе. Во взрослой жизни эти проблемы могут обостриться вплоть до того, что не все профессии будут доступны из-за слабости здоровья.
Чтобы этого не случилось, нужно пойти при кормлении ребенка на некоторые хитрости. Можно смешать любимое блюдо с нелюбимым и украсить его. Можно привлечь внимание ребенка красивой посудой. Можно перед обедом рассказать ему стихотворение или сказку, в которых говорится о еде, например, «Лиса и журавль», «Два жадных медвежонка», «Лиса и медведь», «Лисица и волк» и др. Можно поиграть с куклами в обед. Если ребеночек совсем маленький, можно поиграть с ним в «Сороку - ворону». Можно вспомнить песенку о супе, в который закладывали « картошку, морковку, капусту, горох. И суп овощной получился неплох». Не давайте ребенку перед обедом сладости, так как они перебивают аппетит. Не разрешайте малышу кушать перед телевизором или за компьютером. Не ставьте перед ним одновременно несколько блюд. Ребенок непременно потянется к самому вкусному и откажется от самого необходимого. Старайтесь кормить ребенка, согласуясь с режимом дня, в одно и то же время. Тогда у него разовьется условный рефлекс, перед обедом начнет выделяться желудочный сок, который пробудит аппетит. Предобеденные ритуалы (сервировка стола, мытье рук, пожелание хорошего аппетита и пр. также будут способствовать тому, что ребенок без капризов сядет за стол.
Соблюдая вышеперечисленные правила, возможно добиться того, что дети вырастут здоровыми и развитыми.