• 11-июл-2023, 00:00

Личное пространство ребенка. Границы допустимого.

 

В век информационных технологий возможность контролировать человека не представляет никаких трудностей. Поток негативных новостей, где дети подвержены разного рода насилию, ежеминутно обрушивается на родителей: интернет, телевидение, улица. Появляется навязчивая мысль контролировать ребенка всегда и везде, из соображений безопасности. Это понятно, но как ни навредить, ни переступить границы личного пространства?

Право на личное пространство.

Для каждого, в том числе и для ребенка, очень важно иметь границы, переступать которые можно исключительно с его согласия. Ребенок имеет право на личное пространство, у него есть свои секреты, какая-то часть его личной жизни, мысли и чувства, которые принадлежит только ему.
Взрослые, часто, вплоть до суда, отстаивают свои права на неприкосновенность своей частной жизни. Ребенок тоже не в восторге, когда родители, без его согласия, заходят на его страницы в соцсетях, просматривают переписку, устанавливают разного рода программы слежения, чтобы постоянно контролировать его местонахождение.

Осознание себя, своего "Я".

У ребенка должна быть возможность побыть наедине с собой, обдумать и разобраться в каких-то своих мыслях, определить свое отношение к каким-то аспектам своей жизни. Происходит формирование его внутреннего мира, он усваивает информацию, получаемую извне и определяет для себя систему жизненно важных ценностей. Свое личное пространство ребенок начинает обозначать с раннего детства, сначала — мои игрушки; старше — мои друзья и интересы; и, наконец — моя личная жизнь. Важно понимать, что личное пространство — это не прихоть капризного малыша или подростка, это потребность, это защита своего "Я". Другое дело, что в силу психологических особенностей, одни более открыты, другие даже двух слов не скажут о том, что с ними происходит.

Уважение к личному пространству ребенка.

Демонстрируя наличие личных границ у себя, требование соблюдать определенные правила в отношении их соблюдения, мы, тем самым, учим ребенка пониманию того, что является личным пространством и что это требует уважительного отношения со стороны окружающих.
Важно помнить о потребности иметь личные вещи, которые принадлежат ребенку, и чтобы чем-то воспользоваться, надо спросить разрешения у сына или дочери. Правильно будет стучать в дверь перед входом в комнату ребенка. Чтение дневников, просмотр личных страниц возможно исключительно с разрешения детей.

Диалог, а не тотальный контроль.

Вопрос безопасности, стоит обсудить. Важно объяснить, что вызывает ваше беспокойство, почему вы настаиваете на звонках с сообщением, где находится ребенок, с кем общается. Обязательно показывать пример, предупреждать его, если задержались с работы или застряли в пробке. Это забота, а не контроль, и дети будут воспринимать ваши требования как доверие, и постараются его оправдать.

Когда в семье отношения построены на доверии и взаимном уважении, тогда и дети, взрослея, ответят тем же. Будут делиться с вами своими мыслями, переживаниями, будут спрашивать совета.
В вопросе о личном пространстве, важно понять и принять, что каждый имеет на него право. Соблюдение и уважение к нему, основа формирования зрелой личности, что и является целью воспитания ребенка.


Рекомендуемое

Добавить комментарий