С 3 лет у ребенка начинает формироваться собственное Я и с этого возраста начинается период "непослушания". Ребенок может грубить и обманывать, и приходится принимать меры. Но что делать, если они не помогают? Если не действуют уговоры и наказания, не надо спешить обвинять в этом ребенка. Может, что-то было упущено в то время, когда малышу "все было позволено"? Тогда самое время начать исправлять собственные ошибки.
Рассмотрим их каждую по отдельности.
1. Трудный возраст. Есть периоды в жизни ребенка, когда он, действительно, переживает переломные моменты своего возраста. В 2 года малыш учится говорить и может повторять "плохие слова", не понимая их значения, но зачастую адресованные самой маме. В 4 года заканчивается адаптация в детском саду, и ребенок начинает проявлять "вольности", которые не замечались у него раньше. В 7 лет он идет в школу, но почему-то стремиться казаться "не таким, как все" по одному ему известным причинам. Не стоит ждать, когда пройдут эти трудные периоды, маленькие проблемы могут перерасти в большие, и может оказаться поздно что-либо изменить.
2. Заразительный пример. Известно, что самый копируемый пример - плохой, а не хороший, особенно для маленького ребенка. Он копирует детей в детском саду, на игровой площадке, но прежде всего - своих родителей. Поэтому, следить нужно, в первую очередь, за своим поведением, а чтобы исправить поведение ребенка, сначала пересмотреть свое.
3. "Не делай так! " Такое или подобное восклицание можно услышать часто по отношению к ребенку.
Но как надо делать? Ребенку мало дать запрет на то или иное действие, следует объяснить не только почему не надо так поступать, но дать определенное стремление к тому, как поступать следует.
4. Стратегия и тактика. От той цели, которая должна вести ребенка к хорошим поступкам, не надо отступать и родителям. Следует четко выявить ту плохую черту, от которой хотелось бы избавиться, и постепенно, как бы по пунктам плана, подводить ребенка к избавлению от нежелательных действий. Но на место "изъяна" обязательно нужно поставить какое-нибудь положительное качество, и так, чтобы ребенок заметил, что вести себя хорошо гораздо выгоднее. Если этого не сделать, он найдет способ на пустое место поставить новую шалость.
5. Совместные усилия. Успеха ни в одном деле нельзя достичь в одиночку, то же относится и к воспитанию ребенка. В этом должны быть заинтересованы все близкие малыша. И не допускать разногласия в поведении взрослых, поэтому нужно договориться заранее со всеми членами семьи о принимаемых мерах и не отступать от них.
6. Твердость характера. Следует помнить, что ни одна коррекция не происходит мгновенно. Должны пройти недели, чтобы малыш понял, как надо себя вести. И отчаянное "Ничего не помогает! " через 3 дня после начала перевоспитания никогда не будет способствовать успеху.