Многие родители часто задаются вопросом : «А всё ли в порядке у ребёнка в отношениях со сверстниками в детском саду, школе, во дворе?» Этот вопрос не может не беспокоить. Как быть уверенным, что ребёнок в безопасности, что он не подвергается физическому насилию или психологическому давлению со стороны окружающих его детей?
Признаки того, что у ребёнка имеются проблемы в общении со сверстниками или он стал объектом травли:
- нежелание идти в сад или школу.
- замкнутость.
- ребёнок не делится тем, как прошёл его день, либо говорит об этом сухо, без эмоций.
- на теле ребёнка синяки или ссадины, происхождение которых он не может объяснить.
- снизилась успеваемость.
- постоянная вялость.
- раздражительность.
Если хоть с одним из этих пунктов приходилось столкнуться, то это повод звонить в колокольчик и предпринимать действия. В то же время нужно помнить, что вялость может быть признаком болезни, а синяк быть последствием незамеченного ушиба на уроке физкультуры.
Так что же предпринять родителю?
1. Откровенно и без давления поговорить с ребёнком.
2. Попытаться выяснить о происходящей ситуации максимальное количество информации.
3. Показать свою поддержку и вовлечённость в жизнь чада, чтобы вызвать его доверие.
4. Поговорить с учителем, воспитателем, возможно с другими родителями. Донести волнующие вопросы и попросить принять меры по их решению. Например, проведение классного часа с обсуждением взаимоотношений между детьми. Лучше, чтобы дети не знали о вашем разговоре.
5. Обсудить с ребенком возможные причины конфликта и различные пути его решения. Вспомнить и привести примеры из собственного детства, рассказать чем ситуация закончилась и какие выводы были сделаны.
6. Поговорить о том, как поступать в тех или иных случаях нападок со стороны сверстников.
7. Ни в коем случае не учить ребёнка жестокости! Да, нужно уметь дать отпор, но прежде всего нужно уметь договариваться словами. Те, кто на это неспособен обычно и пускают в ход оскорбления и, хуже того, кулаки.
8. Ни в коем случае не идти на разборки с обидчиком самостоятельно. Во-первых, это может навредить ребёнку, прославив его ябедой. Во-вторых, вызвать негативную реакцию со стороны законных представителей оппонента и положить начало судебным разбирательствам.
9. Совместно с педагогом разработать план действий и придерживаться его. Педагог в этом деле самый надёжный соратник, потому что в его практике происходило достаточно подобных случаев и их успешных разрешений.
10. Если причина негативного отношения к ребенку кроется в его же поведении, то необходимо в доверительной беседе с ним указать на это. Нельзя ребенка обвинять, критиковать, сравнивать, пытаться выставить крайним! Тем самым можно сделать себе медвежью услугу и отдалиться от него. В то же время нужно обсудить какие поступки провоцируют такую реакцию окружающих и помочь справиться со своим поведением.
Каждый конкретный конфликт имеет под собой свою предысторию и множество нюансов. Каждый ребёнок индивидуален и подход соответственно тоже нужно подбирать разный. Поэтому для гарантированного решения конфликтных ситуаций стоит обратиться за квалифицированной помощью к психологу.