В возрасте до шести лет дети наиболее восприимчивы, живы и любопытны, однако в школу они идут только с семи. И растерять в школе всю мотивацию к изучению нового – обычное дело. Поэтому вовремя озаботиться ранним развитием – залог воспитания высокоразвитого ребенка. Как выбрать методику?
Особенности развития маленьких детей
Специалистов и книг по раннему развитию сейчас множество. Одни уверяют, что ребенка от 0 до 3 лет ничему учить не надо, достаточно предоставить ему свободу и уход, и до всего “развивающего” он дотянется сам. Другие – что именно до 3 лет нужно успеть дать малышу как можно больше информации, буквально составить почасовое расписание занятий, куда войдут и математика, и языки, и программирование. Третьи полагают, что учить нужно, но в игре, ненавязчиво.
Внимательный родитель знает, что самый главный процесс в нежном возрасте – это восприятие: формы, размеры, цвета, узнавание предметов и мелодий. А также развитие внимания, которое происходит, когда ребенок учится ходить и говорить. Мышление развивается, когда малыш играет с предметами, общается со взрослым. Речь значительно меняет отношение ребенка к окружающему миру.
Основные подходы к раннему развитию
- творческий подход. Сюжетом для творчества и развития фантазии может быть все: сказки, мультфильм или песня, приближающийся Новый год. Родителю нужно начать фантазировать самому, предлагая ребенку варианты. Если малыш устал – пусть отдохнет, 5-10 минут бывает достаточно;
- подход Домана. Доман занимался детьми с интеллектуальными нарушениями, и добился того, что они показали результаты лучше, чем здоровые сверстники. В тчение дня им несколько десятков раз показывали карточки с буквами, предметами, словами, и взрослый произносил все вслух. Применять можно с 3 месяцев;
- подход Луман. Здесь родитель не следует единой программе, а прислушивается к малышу: помогает осваивать то новое, на что тот обращает внимание, будь то новый звук, материал, вкус, запах, движение. Занятия короткие, насыщенные, и проходят с удовольствием;
- методика Монтессори. Свобода ребенка, самообучение, самовоспитание и саморазвитие здесь во главе угла. Педагог создает обучающую среду, не указывая ребенку, чем заниматься, и не исправляя его ошибки, но рассказывает, как много он еще не узнал, и показывает ему, где это можно узнать;
- методика Никитиных. Здесь акцент стоит на энергичных играх, которые развивают творческие и мыслительные способности. Ребенок может стать изобретателем, внося свои правила в игру. Чаще всего это головоломки, задания типа “сложи узор”.
- методика Зайцева. Рассчитана на детей в садике с 2 лет. Детей учат чтению, грамматике, математике, иностранному языку с помощью таблиц и кубиков, при этом они могут бегать и даже заниматься на свежем воздухе.
Используя методики раннего развития, родители следуют собственным желаниям ребенка, и проводят с удовольствием время с малышом.