Множество педагогов, как российских, так и зарубежных, развивали свои теории и методы воспитания. Однако, все сходятся в одном – в способах воздействия на ребенка.
Итак, основными средствами воспитания детей являются:
• Слово. Это умение объяснить ребенку, как правильно себя вести, алгоритм действий в том или ином процессе. Но это уже в более позднем возрасте, когда малышу доступна осознанность сказанного.
• Дело. Это вовлечение ребенка в какую-либо свою деятельность. Например, вместе убирать игрушки, стелить и застилать постель. Совместная работа не только способствует развитию навыков, но и сближает эмоционально. Очень хорошо давать детям поручения. Не приказы, потому что такое отношение вызывает отторжение, а именно поручения. Этим ребенок понимает, что с ним обращаются на равных, и, соответственно, вырабатывает ответственность.
• Ситуация. Умение использовать ситуацию, которая случилась с ребенком в воспитательных целях.
• Игра. Игровая деятельность – это основная форма познания мира ребенком, поэтому, вовлекаясь в игру с ребенком, можно не только понять его внутренний мир, но и тонко и осторожно вкладывать моральные и этические компоненты в развитие малыша.
• Взаимодействие с окружающими. Во вращении в обществе, ребенок наблюдает за взрослыми, усваивая определенные нормы и рамки поведения. Но стоит иметь ввиду, что общество дает не только положительные моменты воспитания, но и отрицательные. Естественно, от всего не убережешь, но все же круг общения лучше выбирать с той стороны, чтобы поменьше навредить ребенку.
• Отношения. Отношения между родителями, родителей к ребенку, с друзьями и так далее, дают свои плоды. Ребенок как копировальный аппарат, сначала впитывает все, а потом выдает результат. Поэтому надо быть осторожными при взаимодействии друг с другом. Личный пример воспринимается ребенком как механизм подражания.
Методами воспитания могут быть косвенные и прямые, осознанные и неосознанные, познавательные, эмоциональные и поведенческие.
• Прямой способ воздействия определяется тем, что педагог сначала ставит цель, прорабатывает план, а потом уже действует.
• Косвенный метод предполагает чтение книг, просмотр фильмов, мультфильмов.
• Осознанный и неосознанный метод воспитания различается лишь в том, знает ли воспитуемый о поставленной цели или нет.
• Познавательный или когнитивный метод подразумевает преобразование системы знаний ребенка.
• Эмоциональный предполагает закрепление эмоциональной подпитки на тот или иной поступок.
• Поведенческие методы подразумевают действия, которые вызывают положительные или отрицательные подкрепления совершенным поступкам.
Все эти средства и методы действуют в совокупности, по отдельности ничего не выйдет. Опять-таки, нет универсального метода воспитания. Все сугубо индивидуально. Начиная с того, в какой семье родился ребенок, и заканчивая тем, какое воспитание получили сами родители. Материальное благосостояние семьи также зависит на уровень воспитания, у кого-то со знаком плюс, а у кого-то уходит в минус.