• 23-авг-2020, 00:00

Типы общения родителей с детьми

 

Типы общения родителей с детьми – это комплекс принципов, установок, взглядов, которые способствуют развитию и социализации ребенка. Существует несколько типов общения в семье: гиперопека, демократичный, диктаторский (авторитарный), либеральный (попустительский), отстраненный (отчужденный), хаотический.

Характеристика типов воспитания в семье.

Диктаторский: характеризуется подавлением родителями активности, самостоятельности ребенка, контролем поведения. За любую провинность взрослые прибегают к физическому наказанию. Компромисс в отношениях не приветствуется. Признается покорность, смирение. Родители приказывают, не учитывая мнение ребенка, жестко контролируют выполнение задания. Дети не получают любви, внимания, сочувствия. При данном стиле у ребенка происходит формирование внешнего управления, основанного на ощущении боязни, вины расплаты. В обществе родителей дети спокойны и исполнительны, за пределами семьи – неконтролируемые. У детей формируются такие качества как неуверенность, робость или, наоборот, конфликтность, жестокость. Адаптация в социуме нарушается. Эмоциональная близость с родителями отсутствует.

Либеральный: характеризуется предоставлением ребенку безотчетной свободы поведения. Внимание взрослых направлено на себя, эмоциональный мир ребенка их не интересует. Наблюдается непоследовательность приемов порицания и вознаграждения, что способствует формированию у ребенка удобных для него форм общения со взрослыми. Ребенок не исполняет просьбы родителей. Послушание находится на низком уровне. Между родителями и детьми наблюдается эмоциональная близость, взрослые способствуют раскрытию способностей детей, но часто закрывают глаза на их проступки. У детей формируются такие качества как страх, нерешительность или конфликтность.

Демократический: характеризуется взаимопониманием, адекватными требованиями со стороны взрослых. Родители проявляют внимание, любовь, поддержку. Наблюдается последовательность требований, справедливость, поощрение инициативы. Учитывается мнение детей, очерчивая границы дозволенного поведения. Между родителями и детьми устанавливается тесная эмоциональная связь. У детей формируются такие качества как ответственность, уверенность, независимость, самоуважение. Они легко адаптируются в социуме.
Гиперопека: характеризуется желанием родителей из-за беспокойства о жизни ребенка делать все за него. Наблюдается ограничение инициативы, игнорирование желаний малыша. У ребенка формируется тревожность, пассивность, покорность, беспомощность, эмоциональная неустойчивость, незрелость взглядов или, наоборот, агрессия, непослушание, своеволие. При таком воспитании у ребенка возникают трудности адаптации в социуме.

Отстраненный: характеризуется равнодушным отношением родителей к ребенку. Взрослые ограничивают общение, не проявляют любовь, заботу, интерес к жизни, внутреннему миру малыша. У ребенка формируется неуверенность, агрессивность, ассоциальность.
Хаотичный: характеризуется отсутствием тактики, системы воспитания; правил и согласия между воспитывающими взрослыми. Малыш становится неуправляемым, к мнению окружающих не прислушивается. У ребенка формируется нерешительность, агрессивность, неконтролируемость, безответственность, низкая самооценка.

Оптимальным типом общения родителей с ребенком, по мнения психологов, является демократический.



Барашова София

Рекомендуемое

Добавить комментарий