В 3 года ребенок вступает в одну из самых важных стадий – развитие индивидуальности. Меняется восприятие себя и других в окружающем мире, продолжается развитие когнитивных способностей.
Существует 5 базовых правил для формирования психически здорового индивида:
1. Заряд ребёнка позитивом;
2. Показать ему, кто он;
3. Показать мир;
4. Не подвергать насилию;
5. Последовательное воспитание.
1. Заряд ребёнка позитивом
Если раньше мать воспринималась как функциональный объект, предназначенный для удовлетворения потребностей, то теперь она – отдельное живое существо. Ребёнок начинает интересоваться понятиями — смерть и жизнь, реальность и вымысел. Самое главное на данном этапе успокоить ребёнка и показать ему, что мир – это желанное, доброжелательное место.
За счёт превращения тревоги в любопытство ребёнок перестаёт воспринимать любые ситуации в штыки. В будущем, приобретенный позитивный настрой, поможет человеку справиться с проблемами и страхами.
Нельзя врать ребёнку. Информацию нужно доносить просто и понятно. В противном случае есть риск создания нереалистичной картины мира.
2. Показать ему, кто он
На данном этапе ребёнок – сформированная личность. Развитие происходит от воспитания, биологических и социальных факторов. Главная цель – развить психически здорового человека, знающего кто он, что имеет и чего хочет.
Любые начинания нужно подкреплять. Ребёнок сам выстраивает свою линию интереса и восприятия. Задача родителей – помочь ребёнку сформировать позитивное представление о себе.
3. Показать мир
Дошкольники выбирают себе одного из родителей в качестве объекта для подражания. Важный момент – создать критичность мышления, говоря проще – разницу между хорошо и плохо.
После шести лет вклад родителей в воспитание детей – 60% и с каждым годом процент будет уменьшаться. До этого времени необходимо заложить в психику базовые социальные нормы и подобрать как можно больше идентификаций с другими людьми. От количества образцов для подражания зависит то, насколько легко человек будет вступать в коммуникацию. А от широты познания мира, зависит уровень его интеллектуального развития.
4. Не подвергать насилию
Дети до шести лет любят своих родителей, принимая их целиком. Часто, видя, что ребёнок готов выполнить любые условия – родители начинают его эксплуатировать и подвергать психологическому насилию. Например, если ребёнок не оправдывает ожидания родителей, то его называют глупым или сравнивают с другим ребёнком. Родителям стоит пресекать подобное поведение. Иначе в психике закрепятся негативные установки: «я глупый», «я ничтожество», «я не нужен родителям».
5. Последовательное воспитание
В жизни ребёнка всегда должны присутствовать предсказуемые правила и запреты. Это научит его планированию, критическому мышлению и терпению. Поступки детей необходимо подкреплять в зависимости от – положительных или отрицательных намерений поступка. То есть, если поступок плохой – нужно покритиковать, а если хороший – похвалить.
Воспитание и взращивание детей – это чистая благотворительность. Когда человек становится взрослым, он не помнит всей родительской заботы. Воспитывая детей, нужно учитывать, что нельзя держать их на «коротком поводке», когда они уже выросли.